Saturday, July 16, 2011

Китай, Шеньчжэнь (Shenzhen)

Во, опять побывал в Китае. На этот раз в Шеньчжэне. Эта поездка немного примирила меня с Китаем. Прошлый раз в Донгуане оставил неизгладимые впечатления: 12 градусов по Цельсию в гостиничном номере (за 150 долларов, между прочим), подозрительные люди пристают к тебе на пустынных улицах...

Шеньчжэнь мне понравился значительно больше. Этакий сын акселерат Гонк-Конга. Работы было много, но в конце недели немного посмотрел окресности. Интересно насчет шопинга получилось. Вообще не получилось: цены запредельные. На те товары что я знаю цены - все дороже в два раза чем в соседнем Гонк Конге. При этом в магазинах где я был - почти не было дешевых "китайских" товаров. В основном дорогие товары хорошего качества. Может быть проблема в том, что я не знаком с городом и не шел в правильные места.

Экскурсия была которкая. Сначала отправился в городской парк. Странные эти китайцы. На небе не тучки, а они думают что идет дождь:



Рядом с гостиницей был парк "окно в мир". Говорят что там сделали модели наиболее интересных строений со всего света:

Я там не был - днем очень жарко, а вечером вроде бы и ни к чему уже. Видел только Эйфелеву башню, и каждый день в восемь двадцать вечера слышал оттуда гимн советского союза и "Калинку".
Китайцы за последнее время значительно выросли. Это видно даже в метро:
Если пожилые китайцы соответсвуют стандарту "маленький китаец", то молодежь на улице практически вся моего роста (176) или выше. На работе (хайтек) все молодые сотрудники оказались выше меня. Я слышал что питание и уровень жизни влияют на рост не меньше чем гены, но не ожидал убедиться в этом так наглядно. Спросил сотрудника на работе. Он подтвердил свое наблюдение. Сказал что у его отца рост 170, а у него - 180. И что так практически со всеми его друзьями.

В парке я направился на смотровую площадку. По дороге увидел как низкорослые аграрии собирают личи:

Наконец поднялся на смотровую площадку парка. На вершине стоит памятник Дэн Сяопину:
Чем-то похоже на советские скульптуры. С высоты он смотрит на город. Как я вычитал в википедии - город это его заслуга. Он объявил небольшую деревеньку свободной экономической зоной, как ассиметричный ответ буржуазному Гонк Конгу. И за тридцать лет деревенька выросла в огромный мегаполис. Вот какой вид открывается с площадки:
Темп современной жизни впечатляет. Когда видишь огромный город с вековой историей - это одно. Но трудно осознать что это выросло за считанные годы.
Есть в парке и небольшое озерцо, где семьи с детьми катаются на лодочках, слышно как репетирует хор в беседке невдалеке. Совсем рядом играет человек на саксофоне:
И вот здесь, в обстановке спокойствия и расслабленности, меня вдруг осенила одна идея. Я вспомнил как на работе один из местных работников смеялся над моим китайским напарником за то, что он все-еще работает по 10-12 часов каждый день. Мол прошли уже те времена когда работать надо было на износ и можно расслабиться. Мол он сам работает с Сименсом и больше восьми часов не перерабатывает.
Я сравнил нынешнюю ситуацию с временами, когда европейцы открывали дальние страны и в обмен на хлам и безделушки получали золото, слоновую кость и земли. На нынешнем витке история в положении дикарей оказались европейцы. Китайцы завалили европу дешевым хламом, а в замен забрали производство, технологии и разработку. Темп жизни вырос, и сегодня если ты не работаешь в хайтеке несколько лет, то отстаешь очень сильно. Китайцы получают колоссальный опыт, обеспечивают свой народ работой и знаниями. Их уровень разработки растет на глазах. Когда у нас возникали вопросы, они разрешались местными инженерами очень быстро, так как и разработка микросхем, и производство конечных устройств на этих микросхемах перекочевало в соседние районы. Интересно, что папуасы европейцы будут отдавать китаю дальше, в обмен на бусы и зеркальца?
Еще один интересный факт. Я был в книжном магазине. Людей уйма. Большинство не покупают, а просто приходят читать книги как в библиотеку. Это не возбраняется:






















В-общем я после визита в Шенчьжень еще больше зауважал эту страну.

No comments:

Post a Comment